Главная » Статьи » Воспитание и развитие детей » Воспитание и развитие детей

Читаем рисунок
 
   
 
 

Читаем рисунок

 

В раннем возрасте рисование — один из лучших способов развить творческие способности вашего ребенка. А, кроме того, вы сможете глубже понять внутренний мир родного человека. 
Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисточку и краски… Дело в том, что у детей первых лет жизни активно функционирует правое полушарие мозга, а левое только начинает включаться в работу. Занятия музыкой и рисованием обращены именно к правому полушарию мозга, широко используя его резервы для развития способности ребенка к обучению. С другой стороны, маленьким детям иногда трудно передать словами свои ощущения. Кисточки, краски и лист бумаги помогут ему выразить свое настроение.
Пробудить желание
Для того чтобы ребенок хотел рисовать, нужно создать ему определенные условия. Постарайтесь сам процесс рисования превратить в приятный ритуал. Например, прежде чем приступить к делу, наденьте ребенку красивый фартучек, и потом порисуйте рядом с ним. Хорошо, если вы бережно относитесь к трудам своего малыша. Развешивая рисунки в рамках на стенах в детской комнате, вы тем самым показываете их значимость для вас, поощряете его стремление к творчеству. 
Даже самые маленькие детки с удовольствием макают пальчик в краску и водят им по бумаге, сидя на коленях у мамы. После года можно дать им кисточку. Лучше, если она будет большой, широкой и с круглой ручкой, например №20. Бумага необходима достаточно плотная типа ватмана. Прекрасно, если вы в детской комнате выделите уголок, где будет стоять доска для рисования, на уровне его роста, чтобы ребенок мог подойти, закрепить магнитами лист бумаги, и двигать кисточкой, не нагибаясь и не очень высоко поднимая руку.
Главное условие рисования – полная свобода творчества. Никакого заданного сюжета и содержания. Пусть малыш рисует то, что хочет и как хочет. Мама лишь поощряет процесс творчества. 
Ни в коем случае не сравнивайте работы сына или дочки с тем, что нарисовали другие дети. Этим самым вы воздействуете на самооценку, заденете личность и создадите ситуацию неуспеха. Слова «ты не умеешь, не можешь», в переводе на подсознательный уровень означают: «ты хуже других». Это может в дальнейшем отразиться на отношениях ребенка с людьми, на его способности обучаться. Более того, это чревато немотивированной агрессий или, наоборот, неверием в свои возможности. Вы попросту внушите ребенку, что он плохой ученик. А дальше он будет работать на эту характеристику.
Поэтому, очень уважительно отнеситесь к творчеству своего малыша. До определенного возраста дети должны рисовать только по воображению, все время экспериментируя. Нельзя говорить: «Здесь правильно, а здесь нет». Ребенок выражает свой внутренний мир, ваша задача – не мешать ему.
Тайный шифр рисунка
Психологи заметили определенные закономерности в развитии рисунка: сначала появляются линии, потом круги, позже, в 2-3 года – «головоноги».
Бесполезно спрашивать ребенка, почему здесь нет туловища. Ведь в этом возрасте он активно работает руками и ногами, а туловище пока не ощущает, поэтому и не рисует его.
Когда ребенок изображает людей, обратите внимание на их рост. Кто выше? Если, например, бабушка, значит она главная в его мироощущении, больше с ним занимается или властная по натуре, командует в семье. Размер фигуры — это отражение значимости человека для ребенка.
Глядя на рисунок, можно узнать, готов ли ваш ребенок к школе. Обычно малыши рисуют маленький дом, а рядом с ним большого человека. Когда все будет наоборот, значит, ребенок уже вырос и осознал границы собственного ощущения, большой мир стал ему интересен – пора в первый класс. По рисунку можно определить половую идентификацию ребенка, если обратить внимание на то, как он рисует людей. Человек – это всегда собственный образ. Девочка, которая помещает себя в центре листа – с косичкой, в длинном платье, да еще с короной на голове, прекрасно соотносит себя со своим полом. А если она, выполняя просьбу нарисовать человека, изображает мужчину, а женщину рисует прямыми линиями, без половых черт, это повод задуматься. Так бывает, когда родители хотели мальчика и девочку по этой причине никак не могут принять.
Вы можете узнать, как ребенок ощущает себя в семье. Благополучный начнет рисовать себя сразу посередине листа. А ребенок, которого постоянно "тюкают", — где-нибудь в самом уголке, а то и вовсе ничего не нарисует.
Свободный рисунок всегда очень точно покажет вам настроение ребенка. Вот, допустим, пришел сын из детского сада. Вы видите, что он как-то угнетен. Предложите ему лист бумаги и краски, пусть рисует, что хочет. Первый рисунок может быть мрачным, потому что ребенок устал или поссорился с кем-нибудь из друзей. Но второй должен быть светлее. Если нет, это сигнал, означающий, что у малыша не все благополучно. 
Чем можно помочь
Если вы заметили, что ваш ребенок рисует в уголке листа, нужно срочно принимать меры. Для того чтобы он чувствовал себя уверенней в жизни, вы должны изменить свое отношение к ребенку, перестать все время загонять его в угол. Для начала - дайте ему лист бумаги поменьше, а затем постепенно научите расширять пространство. Но прежде, важно создать ребёнку ощущение безопасности и комфорта.
В ситуации, когда рисунки вашего малыша выполнены в мрачных тонах, возможны два решения. Иногда достаточно просто уделять ребенку побольше внимания, поговорить по душам. Если цветовая гамма меняться не будет, значит, назрела необходимость обратиться к специалисту. Маленький человечек еще не может выразить свои чувства словами, и психолог научит вас, как справляться с детскими проблемами в процессе игры. 
И кое-что о вас
Существует специальный тест, по которому психолог определяет, насколько развиты сотрудничество и взаимопонимание ребенка и его мамы. Для этого им поручают сделать совместный рисунок. Малыш рисует своей кисточкой, а мама — своей. Психолог смотрит, как действует мама после того, как ребенок выбрал себе территорию на листе бумаги. Пытается ли она залезть туда или ждет, когда малыш сам попросит о сотрудничестве. Если мама сразу не диктует ребенку свои условия, значит, уважает его личность. Прекрасно, если она дополнит его начинание и в какой-то момент поведет за собой, тонко, не навязывая свое мнение. Например, предложит новаторский способ рисования колпачком от ручки, поролоновой губкой или начнет выводить на своем рисунке круги, треугольники, а ребенок охотно станет ей подражать.
Разбирая детские рисунки, вы лучше поймете не только их, но, возможно, и себя. Несомненно, вы сумеете сделать правильные выводы и, если понадобится, сможете изменить семейные взаимоотношения в лучшую сторону.
Рисуя вместе с ребенком, вы незаметно научите его преобразовывать разрушительную энергию гнева, страха и тревоги в уверенность и благожелательность. Выплеснув свои эмоции на бумаге и, тем самым, поведав вам о них, малыш, чувствуя вашу поддержку, будет смелей и уверенней шагать по жизни.

 



Источник: http://www.barbariki.ru/i
Категория: Воспитание и развитие детей | Добавил: vikusik1705 (25.02.2010) | Автор: vikapolshkova
Просмотров: 1017 | Теги: воспитание и развитие детей | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar